Создание образа в музыке — это сложно структурированный процесс, требующий от исполнителя не только технического мастерства, но и глубокого понимания композиции, её эмоций и смыслов. Образное выражение позволяет творческой личности передать свои чувства и мысли, сделать исполнение уникальным и запоминающимся.
В этой статье вместе с педагогами музыкальной школы «Браво» мы рассмотрим ключевые этапы формирования художественного образа, а также значение профессионализма преподавателя.
В стремлении пробудить к жизни воображаемые сцены через клавиши или струны, необходимо сделать непростые и последовательные шаги:На этом этапе музыкант постигает структуру композиции, её ключевые моменты, динамику и эмоциональные изменения.
Она может занять дни или недели, в зависимости от сложности сочинения. Например, разбор сонаты Бетховена будет более трудоёмким, чем обсуждение не слишком замысловатых пьес современных композиторов.
На этом этапе читаются и изучаются ноты, анализируются аккорды и мелодия, исследуются изменения в громкости и ритме.
Чтобы сократить срок его прохождения, целесообразно чтение партитуры с карандашом, выделение акцентов, прослушивание разных интерпретаций, для открытия разнообразных подходов.
В этом отрезке времени приходит осознание, какие чувства и идеи заложены в творчество. Какую историю оно рассказывает? Какова его атмосфера?
Этот этап может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Это длительный и непростой переход, так как требует эмоционального погружения.
Здесь используется практика визуализации: представление сцен и ситуаций, которые могут быть связаны с задумкой автора. Также рекомендуется обсуждать с репетитором или коллегами ноктюрны, сюиты и этюды любимых пианистов или скрипачей.
Ведение дневника чувств и мыслей о разучиваемом объекте часто способствует ускоренному прохождению этой ступени. Полезно сравнение с литературными или живописными картинами для лучшего восприятия контекста.
Технические навыки солиста играют ключевую роль в передаче художественного выражения. На этом этапе исполнитель начинает применять технику к ранее усвоенному нотному прочтению.
Этот период может длиться недели или месяцы, в зависимости от степени трудности задания и навыков исполнителя.
На этом шаге отрабатываются сложные пассажи, применяются различные динамические и палитровые решения.
Здесь уделяется внимание тренировке отдельных отрезков с акцентом на выражение.
Можно использовать метроном для достижения чистоты звучания вместе с эмоциями.
На этой фазе музыкант объединяет все изученные элементы, создавая целостную нотную иллюстрацию. Это важный момент, когда ноты начинают звучать как единое целое.
Может занимать как несколько репетиций, так и более значительное время становления в зависимости от профессионализма аккомпаниатора и сложности произведения.
Здесь прорабатывается фразировка, ритм, динамика и создание целостного волнового движения композиции.
Полезно записать и прослушать свои номера для последующего анализа.
Педагоги играют ключевую роль в формировании художественно-музыкального вкуса, направляя и поддерживая студентов, делясь своими знаниями и опытом. Важнейшая задача наставника — помочь воспитаннику найти свой собственный голос и интерпретацию пьесы.
Ниже рассмотрим немного подробнее, как именно преподаватель может влиять на формирование художественного воображения.
Бывалые инструменталисты часто делятся знаниями о композиторе, историческом контексте, в котором была создана композиция, и её особенностях. Это помогает студенту понять источник душевных состояний, скрытых в звуках.
В ходе обсуждения, например, работ Шопена можно рассказать о личной жизни знаменитости, его переживаниях. Воображение поможет ученику ощутить то же самое волнение в процессе проигрывания.
Опытные специалисты музыкальной школы «Браво» дают советы студентам, как овладеть необходимыми навыками и техниками, которые помогут им лучше передать своё представление о музыке. Предлагаются определённые упражнения для отработки трудных фрагментов, а также специальные тренировки на развитие координации рук или тренировки динамики, если ученик испытывает сложности с определенными пассажами.
После каждого выступления или репетиции педагог даёт оценку, фокусируясь на сильных и слабых сторонах игры. Это облегчает юному дарованию понимание, что следует исправить для достижения нужного композиторского видения.
Запись выступления с дальнейшим разбором — отличный способ выявить, где переходы между фразами звучат не так, как задумано, и что нужно сделать для улучшения.
Как говорил знаменитый пианист Святослав Рихтер: «В музыке главное — это почувствовать то, что было задумано композитором, и передать это через своё восприятие».
Это подчеркивает, что в конечном итоге успешный концерт — это синтез технических навыков и глубоких ощущений, что и составляет суть художественной концепции.
Работа над передачей персонажей и декораций через мелодию — это не конечная задача, а путь, который вдохновляет и обогащает каждого исполнителя.
Если хотите пройти этот путь с музыкальной школой «Браво», ждём вас на бесплатном пробном уроке.
+7 928 108-80-86 Алина
+7 928 134-02-93 Екатерина
Читайте также