Правильное распределение ролей — фундамент устойчивости и зрелищности номера. Обязателен строго индивидуальный подход, необходимо учитывать не только антропометрические данные и физические кондиции ребёнка, но и его психологический тип.
Синхронность движений — визитная карточка профессионального коллектива. Её отработка требует системного подхода. Начинать необходимо с синхронизации базовых элементов вне пирамиды — шагов, поворотов, простых акробатических связок. Эффективным инструментом является метроном или ритмичный счёт. Постепенно задачи усложняются, и синхронность отрабатывается уже в статичных позициях стойки, а затем и при её конструирование/разборе. Хореограф необходимо добиваться не механического, а осмысленного выполнения движений под единую музыкальную или ритмическую пульсацию. Это превращает группу в единый живой организм, что особенно ценится жюри на международных фестивалях по цирковому искусству.
Вопрос безопасности является абсолютным приоритетом. Любая, даже самая эффектная пирамида, теряет свою ценность при малейшей угрозе здоровью детей. Обязательным условием является наличие опытных страхующих, которыми могут быть ассистенты или педагоги. Все этапы — подъём, фиксация, движение в статике и спуск — разучиваются поточным методом и отрабатываются до автоматизма. Используются гимнастические маты и другое страховочное оборудование. Особое внимание уделяется технике правильного падения и группировки. Педагог обязан постоянно контролировать физическое состояние детей, не допуская переутомления, которое ведёт к потере концентрации и травматизму. Методика, принятая в цирковой школе «Браво» Ростов-на-Дону, предписывает обязательную поэлементную разборку каждого движения с точки зрения травмобезопасности.
Технически безупречная, но безликая пирамида не произведёт надлежащего впечатления на зрителя и судей. Задача педагога — наполнить номер художественным содержанием. Это достигается через работу над групповой динамикой, где важна реакция артистов друг на друга и на зрительный зал. Необходимо развивать у детей навык периферического зрения и умение держать общий темпоритм. Артистизм начинается с осознания цели действия — не просто занять позицию, а «достичь вершины», «распуститься как цветок», «преодолеть стихию». Эмоция должна быть общей для всей группы, что создаёт мощный энергетический посыл. Работа с мимикой, взглядом, напряжением и расслаблением мышц в соответствии с художественным образом отдельно оговаривается и ставится, как хореографический текст.
Подготовка номера для детско-юношеских цирковых конкурсов имеет свои особенности. Необходимо тщательно изучать положение и критерии судейства конкретного мероприятия. Часто регламент строго ограничивает время выступления, что требует точного расчёта длительности создания и разбора пирамиды. Номер должен быть зрелищным с первых секунд, иметь яркое начало и эффектную кульминацию. Практикуется видеозапись репетиций для последующего анализа и работы над ошибками. Важно психологически готовить коллектив к выступлению в незнакомой обстановке, при разном качестве покрытия и освещения. Проведение генеральных прогонов в условиях, максимально приближенных к конкурсным, позволяет минимизировать фактор стресса.
Одной из самых сложных и зрелищных считается пирамида «Великая стена», в выполнении которой участвует несколько десятков артистов. Мировой рекорд по количеству участников в такой пирамиде установила китайская труппа.
Сооружение коллективных гимнастических фигур — это синтез спорта, искусства и педагогики. Грамотное сочетание методических принципов, безусловное следование технике безопасности и кропотливая работа над художественной составляющей позволяют создавать номера, которые способны покорить самые взыскательные аудитории и жюри профессиональных смотров.
+7 928 108-80-86 Алина
+7 928 134-02-93 Екатерина
Читайте также